БИЗНЕС-ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ ПОНИМАНИЯ БИЗНЕСА
Бизнес-процесс - цепочка преобразований для получения ценности у потребителя. Это простое определение помогает лучше понимать и лучше использовать концепцию бизнес-процессов.
Но в литературе отечественной и зарубежной существует множество разных определений бизнес-процессов (БП). Не будем их здесь приводить, поверьте на слово.
Самое мутное место в определении БП -
понятие входов и выходов. Считается, что их
множество.
Мы используем более простую модель БП, где всегда
один вход и один выход.(рис.2)
Теперь можно дать более точное определение
БП как деятельности по удовлетворению потребности путем преобразования определенного сырья и полуфабрикатов.

Начало (вход) процесса там, где обнаружена потребность, а конец (выход) - там, где эта потребность удовлетворена.
Для главного БП в бизнесе начало там, где существует потребитель с его нуждой. А конец- выход - там, где потребитель удовлетворен товарами/услугами компании.
Откуда возникают проблемы в бизнес-процессах?
Чаще всего сотрудники компании, осуществляющие БП, не видят его. Они просто работают! И по этой причине возникают сбои, неполадки в бизнес-процессах и конфликты между участниками.
Для устранения “узких мест” в БП стали их описывать. Но возникли новые трудности:
- описывают все множество процессов на предприятии со всеми “входами” и “выходами”;
- схемы описания становятся чересчур сложными и малопонятными;
- регламенты описания процессов (стандарты) описаны непонятным языком;
- исполнители не понимают и не исполняют установленные регламенты.
Что делать? - спрашивает нас руководитель.
Мы предлагаем описать Главный бизнес-процесс компании. Он начинается в отделе маркетинга, где изучают потребности целевой аудитории. А заканчивается в отделе продаж или отделе доставки заказа до потребителя.
Упрощенное описание главного бизнес-процесса компании
Выполнить описание ГБП компании можно с помощью сотрудников, участвующих в нем. При этом они могут также указать “узкие места” и трудности, испытываемые ими. На следующем этапе работы можно вместе с теми же сотрудниками разработать меры устранения причин узких мест и трудностей.
Если необходимо, можно также с помощью сотрудников сделать описание ГБП на понятном для них языке в понятной форме. И тогда у них не будет трудностей с пониманием и выполнением процесса.
Аналогичным образом можно провести анализ и совершенствование любого БП в компании.
Emilly Blunt